Потом извинятся. Возможно. А может, и нет.
Да и что толку от извинений? Иногда никакого толку от них нет. Пустые слова. Потому что ситуация уже произошла. И удар уже нанесен. И в грязи вас уже вываляли. И репутацию испортили. Так что "извините, ошибочка вышла", - это уже ничего не значит.
В магазине женщина кричала на кассира. На кассиршу. Не знаю, как сейчас правильно. Но покупательница точно вела себя неправильно. И называла кассиршу неправильными словами. Обманщицей, мошенницей и воровкой. Прилюдно. И все слышали эту обидные слова.
Немолодая кассирша сидела вся красная и смотрела в чек. А покупательница ядовито говорила: мол, знаем мы, как вы наживаетесь на доверчивых покупателях! Отбили мне три пакетика приправы по двадцать рублей. А я купила два пакетика! Деньги себе в карман положила. Много нас таких. Обманешь тысячу человек за день, это сколько же ты наживешь?
Кассирша сомневалась и смотрела в чек. И высоким от нервов голосом оправдывалась: отбиты три приправы. Значит, три куплены. Она не могла лишнюю отбить. Давайте проверим еще раз!
"Да что проверять-то?", - кричала покупательница яростно. - "Обман сплошной!". И продолжала ругать кассиршу. Некоторые люди из скопившейся очереди тоже хмыкали, качали головами и говорили, что в магазинах обманывают. Мало того, что цены высокие. Еще и в чек лишнее вносят. За всем сейчас надо смотреть.
Покупательница кричала все громче. Кассир чуть не плакала уже. И позвала начальство. А в это время сын покупательницы, подросток с пробивающимися усиками, залез в большой пакет с покупками, а потом сказал: "Мама, здесь три пакетика приправы, смотри! Один на дне был, под яблоками!".
Знаете, женщина перестала кричать. Она так немного разочарованно причмокнула, бросила на сына косой взгляд, - не очень она была рада торжеству правды. Пакетик нашелся. Но ведь теперь получается, что она безосновательно кричала на невинного человека. Еще хуже получается. Она была жертвой. А стала скандалисткой. И ложным обвинителем. Неприятно.
Но все же нашла в себе силы. И выдавила сквозь зубы:
"Ладно, извините!". Взяла большой пакет, передала сыну и они пошли к выходу. Подросток обернулся и сделал то, что мог. Единственное, что мог. Тихо сказал:
"Извините, пожалуйста!". Это хороший парень. Может, и мама его хорошая. Просто вышла из себя.
Кассирша трясущимися руками брала товары и отбивала чеки. Обычная немолодая полная женщина. Красные пятна на щеках, седина в волосах, дешевые серебряные сережки... Обруганная ни за что прилюдно женщина. Перед которой же извинились. Так в чем дело? Инцидент исчерпан. И надо работать дальше.
Всем надо работать и жить дальше. Но так и бывает. Сначала тебя смешают с грязью из-за собственной ошибки. Из-за недоразумения. Обвинят, обругают, причем прилюдно. Напишут и расскажут всякое. А потом обнаружат, что пакетик лежит в пакете. Под яблоками. И вы не виноваты. А они погорячились и обвинили, оскорбили...
Иногда извиняются. Наедине. Но чаще просто уходят со своим большим пакетом. В свою жизнь. И спокойно садятся ужинать. И приправу спокойно используют - для вкуса, совершенно забыв о том, до какого состояния довели человека и какой вред ему причинили. Наложили клеймо вора и обманщика просто так. По ошибочке. Но теперь все хорошо ведь. Нашлась приправа!
Приправа нашлась. Осадок остался. И раны в душе другого человека. И его испорченная репутация. Ну что же, надо жить дальше. И работать. Пока снова такой человек не подумает на вас. И не обвинит вас в обмане или краже. А потом извинится.
Иногда они извиняются.
Анна Кирьянова