Фотогалерея

Новгородское властное кресло. Часть 2
23.03.2010 21:09

С величайшей точностью эти знаки переносились соратниками В.С.Драчука на миллиметровку. Чтобы отделить случайные сколы и царапины от насечек, нанесенных рукой древнего человека, применялись оптические приборы, во много раз увеличивающие изображение, особые методы фотосъемок, освещение изображений под различными углами. Помогала и химия. С помощью специальных растворителей были сняты многовековые налеты, и перед глазами исследователей появились новые, до сей поры неизвестные ученым целые "надписи". К сожалению, собственного творческого коллектива не имеет работающий в этом направлении В.А.Чудинов, отсюда и немало у него произвольных трактовок.

Исследователями были составлены таблицы, сводящие воедино все подобные знаки. Вместо ранее известных 240 знаков в научный оборот вводилось около тысячи. В основной массе они оказались чисто сарматскими. Этот вывод подкреплялся и тем обстоятельством, что самые древние знаки были начертаны именно на сарматских памятниках. Однако часть "степных иероглифов" - сложные знаки Боспора Киммерийского (Приазовья) , хотя и несколько напоминала сарматские, принадлежала не вообще народам Сарматии, а Боспорскому царству. Эти знаки встречались на изделиях только боспорского производства.             

В механизме расшифровки помогла разобраться своеобразная "билингва" - этнографическая параллель с племенами, и ныне сохранившими родовой строй. Для примера брали обских угров (или жителей округи Оби). К примеру, Петр Кукин принадлежал к роду "филин" - и знак рода, естественно, изображал его тотем - филина. Поскольку род П. Кукина когда-то уже отделился от своей основной ветви, его, родовым знаком стало изображение части птицы - ее лапы  Когда же из рода выделился сам П. Кукин с семьей, он, из-за сиротства считавшийся сыном всего рода, унаследовал по традиции знак всего рода - ту же лапу филина  Младший брат П. Кукина для отличия прибавил к своему знаку отросток вверху 

У сына П. Кукина отросток появляется на средней линии внутри знака  В друтой линии Кукиных одна из боковых черточек вообще исчезает. И хотя эта ветвь еще сознает свою принадлежность к роду "филина", однако новый знак благодаря своему большему сходству со стрелой, нежели с лапой птицы, получает название "стрела" 

 

В таком примере видно, как изменяется с течением времени родовой знак, как исчезает в нем общий тотемный элемент. Знак превращается в индивидуальный и получает собственное название, взятое из обыденной жизни, например, "стрела", ставшая - знаком одной из линий рода Кукиных. Со временем "прототипами" подобных знаков все чаще и чаще становятся изображения предметов быта, а тотемическая их основа забывается.

То же происходило и с сарматскими знаками (да и вероятно и с более ранними, отраженными керамикой в разных краях). По своему значению они были сначала родовыми, затем семейными, а потом личными. 

Смысловой оттенок, который они приобретали в каждом конкретном случае употребления, зависел и от того, где и с какой целью их применяли. Их могли использовать для культово-магических целей или как знаки собственности, помечая имущество, изделия и пр. С их помощью передавали какие-то сведения внутри рода, где знали их смысл.

Уникальный памятник сарматского "письма" - известняковая плита из Керчи испещрена сарматскими "иероглифами". Это поистине энциклопедическое собрание сарматских знаков, здесь их около 500. Ученые пытались объяснить появление этих начертаний культово-магическим использованием плиты. Но в результате тщательного исследования знаков, как бы "наскакивающих" друг на друга, изучения этнографических параллелей и других материалов стало ясно, что этот "сборник" был составлен с чисто практической целью: для обозначения, например, проживающих в поселении или городище (как своего рода "домовая книга"), или для пометки пастбищ, водоемов и т. д.

Форма знаков удивляла: каждый имел две явно самостоятельные части - верхнюю ("числитель") и нижнюю ("знаменатель"). "Числитель" у разных знаков менялся, "знаменатель" оставался тем же. 

Верхняя, изменяющаяся, часть оказалась тождественной сарматским знакам и встречается на многих сарматских памятниках. 

 

Нижний элемент сложных боспорских знаков на сарматских памятниках не встречается вообще. Вывод напрашивался сам собой: нижняя часть знака, "знаменатель", являлась символом правящей боспорской династии, поэтому и была общей, а верхняя, "числитель", служила именным символом и менялась с переходом власти. 

Оставалось проверить предположение. И случай представился. В Эрмитаже хранится мраморная плита с греческой надписью, а на ней стоит царский знак Рескупорида III, сына Савромата II (см. рис. 1). Царский знак Савромата II (см. рис. 2) был известен по известняковой плите, хранящейся в Керченском музее. Сравнение знаков на плите показывает: убавление черточки в верхней правой развилке знака Савромата II (при одинаковой, естественно, нижней части) означало принадлежность этого варианта уже его сыну, Рескупориду III. 

 

Итак, предположение было верным. Это подтверждается еще одним историческим фактом: как только к власти на Боспоре приходили цари-сарматы - Фофорс

 

Ининфимей  и другие, - исчезала и сложная архитектоника царского знака, пропадал "знаменатель". Это вполне естественно, поскольку сарматам была чужда символика правящей боспорской династии и они, разумеется, убирали ее эмблему. Ведь новые цари имели свою родословную, свои династические знаки - варианты сарматских знаков, распространенных в Причерноморье: 

 

Для сарматских царей, наследовавших славу и заботы Великой Скифии,  их символы были такой же святыней, как и сложные боспорские эмблемы для боспорских царей. 

Во времена готов и гуннов власть «сармато-боспорских знаков» в разных местах будущей Руси не исчезла. А затем эти знаки нашли себя и в символах Рюриковичей.

Эти символы напоиминают трезубец бога морей Посейдона («посева Дона»), или двузубец, чем-то похожий на ухват, которым в деревнях и сейчас достают чугуны из печей. Знаки, напоминающие трезубец и ухват, постоянно находили на самых различных предметах на землях будущей Руси. На горшках и черепицах, на ранних монетах и свинцовых печатях, которыми скрепляли государственные документы, на поясах дружинников, их оружии и различных украшениях. 

Рассматривая кусок изразца с загадочным изображением, в 1907 г. исследователь К. Болсуновский предположил, что найденный знак не что иное, как монограмма. В разработку этой гипотезы и были вложены все силы ученого. Но почему именно монограмма? 

К. Болсуновский объяснил следующим образом. Когда знак появился, его значение, несомненно, было ясно и понятно всем,"но затем, вследствие усложнения геральдических условии, знак этот, дополненный различными прибавками, утратил свой первоначальный вид и, наконец... его первоначальный смысл остался совершенно забытым", исследователь ищет объяснение таинственному знаку на монетах Боспорского царства, разыскивает аналогии в самой Византии, сравнивает с другими знаками на древнерусских монетах.

Таинственный знак, словно сложная конструкция, был разобран на составные части, которые образовывали монограмму. Она состояла из греческих букв и читалась как базилевс. То есть "царь". Так именовали и царей Великой Скифии.

Исследователь хотел установить, кому монограмма могла принадлежать. И вскоре определил - князю Владимиру... Однако имя было отождествлено с монограммой лишь на основании одинакового количества букв. И такая расшифровка мало кого убедила, но не стоит ее спешно отвергать. Эта версия ничем не хуже других. Если она верна, то Владимир неплохо знал историю Великой Скифии, где цари задолго до нашей эры именовались именно «басилевсами». «Басилевсами» предстают и цари Боспорского царства (Приазовья). 

Значки до сих пор вызывают оживленные дискуссии. Условно их и называют "знаками Рюриковичей". Для одних – это «схематическое изображение древнего корабля" Для других:"Да нет же, это изображение светильника". И один из итогов этого знака явно на новгородском гербе. Третьи придерживаются мнения К. Болсуновского. Есть и иные версии.

Есть возможности сопоставлять разновидности этих знаков со знаками глаголицы. При этом несколько букв глаголицы тяготеют к схеме новгородского подсвечника.

Споры ученых разрешит лишь время... Драчук В.С. Тайна "степных иероглифов"

Версия (не учитывает символику трезубцев хотя бы со времен мезолита)

 

Тема от «трезубцев» палеолита до «знаков Рюриковичей» (вплоть до подсвечника) – предмет для больших монографий. 
Но нам пора перейти к властному креслу.

Выше уже отмечалась отчасти верная версия В.Д.Косарева, что некоторые важные знаки палеолита подчеркивали особое значение в жизни общин именно женщин. Северяне, которые неоднократно появлялись на юге, выразили это уважение еще в более зримой форме. Женщина – дарительница жизни и плодородия – восседает в одном из первых крупных городов на планете Чатал-Хююке именно на троне, да и в окружении львов. С медведями на юге явно не очень достаток.

Чатал Хююк 6 тыс. до н.э. Богиня плодородия

Сидящие на ритуальных креслах женщины известны не только на юге (в частности, Чатал Хююк в Турции). Они встречаются с неолита и на славянских землях

 

 Женские фигурки на троне. При этом женщина нередко связывается и с культом жилища.

Энеолит СССР. - М.: Наука, 1982

Глиняные модели трипольских жилищ среднего и позднего периодов 1—Умапщина (случайная находка); 2—Рассоховатка 3 — Владимировка; 4. — Коломийщина 11; .5 — Попудня. Времен триполья

Со временем цивилизации разрешили сесть во властное кресло и мужчинам, вплоть до богов.

 

 
Зевс на троне


Осирис  на троне (слева)  Троица (справа)

Не прочь были подчеркнуть значение священного кресла и цари Боспора (Приазовья). Например, Рескупорид 1 в первом веке нашей эры.

 

Монета Рескупорида I. 68 - 92 г.г.

Сестерций. Редкий вариант - под креслом предмет неясного назначения (на новгородском гербе здесь рыбы) . А рядом – вероятнее всего – скипетр.
Конечно, царь Приазовья мог изобразить на монете и одного себя, отсюда он как бы символизировал все, что изображали монеты без него.

 

Рескупорид I. 68 - 92 г.г. Дупондий. Редкий тип.

 

Понятно, что это не только традиция Приазовья. Дунайские кельты были союзниками скифов, иногда и известны источникам как кельтоскифы. Вот кельтская имитация тетрадрахмы Александра Македонского, 3-2 век до Р.Х. AR тетрадрахма, вес 16,99 гр., диаметр 27 мм. Время чеканки: 3-2 век до Р.Х. Место чеканки: Подунавье. 

Аверс: голова Геракла (он признавался родоначальником скифов по греческой версии), одетая в львиную шкуру, вправо. 
Реверс: Зевс (Папай, скифы его признавали своим родоначальником), сидящий на троне влево, в правой руке держит орла, левой опирается на скипетр.

Вместо кресла на монетах в округе Скифии встречались и изображения алтарей с кострами.

Государство Сасанидов, Шапур I (играл заметную роль в период натиска Великой Скифии на Рим), 240-271 годы. AR драхма, вес 3,96 г., диаметр 26 мм. Дата чеканки: 240-271 годы. Аверс: драпированный бюст в тиаре вправо. Реверс: два огнепоклонника по бокам горящего алтаря.

Крест на четырехступенчатой пирамиде некоторых ранних византийских монет очень напоминает посох на новгородской «ступени» средневековья.

Византийская Империя, Ираклий (известен русским летописям, «скифы кои суть русские» при нем атаковали Константинополь) 610-641 годы. AV солид, вес 4,44 гр., диаметр 20 мм. Время чекана: 610-641 годы. Место чекана: Константинополь. Аверс: бюсты в фас Ираклия справа и Ираклия Константина слева в коронах, увенчанных крестами. Реверс: крест на четырехступенчатой пирамиде.

"Окончательно погруженный в меланхолию, Ираклий скончался от водянки 11 февраля 641 года". (С.Б. Дашков, "Императоры Византии". М.: ИД "Красная площадь. 1996.) Алтари огнепоклонников чаще изображались на азиатских монетах.

 

Табаристан (Северный Иран), правитель Хани (788-789 AD), 1/2 драхмы. Аверс - небритый правитель в профиль, реверс - алтарь солнцепоклонников.

Очень приглянулись изображения на властных креслах (тронах) средневековым западноевропейским монархам и их приближенным.

Вероятно, не стоящий, а сидящий на троне Федор изображен на печати князя Мстислава.

Печать Мстислава Владимировича вел. князя Киевского 1125-1132 гг.

Трезубец как символ власти известен и по монете Митридата Евпатора, которого в борьбе с Римом всеми силами поддерживала Скифия.

 

Митридат VI Евпатор. 109-100 г.г. до н.э. Обол. Медь. А. Голова Посейдона слева, справа трезубец (вариации его станут знаком Рюриковичей). R. . Нос корабля. Но вот в трактовке изображения реверса могут быть и корректировки. Это явно какая-то связанная трехступенчатость (трехбревность и т.п.).

Все это – важные детали. Но главное помнить, что внимание к властным креслам уже около двух тысяч лет назад зафиксировано на приазовских монетах в округе будущего средневекового Тмутараканского княжества.

 

 

Кресло Рескупорида I. 68 - 92 г.г.

Сестерций. Напомним - под креслом предмет неясного назначения. Теперь здесь рыбы . Династия Рескупоридов неизбежно заставляет обращать внимание на корен «Рес», который напоминал библейский «Рош:Рос», а затем и средневековый «Рос:Роус». Да и преемственность символов наблюдается.

 

 

Кресло есть у Рескупорида II. 211 - 229 г.г. Денарий. Редкий вариант - ошибка в имени царя, пропущена буква.

 

 

Есть кресло и у  Рескупорида III. 233 - 235 г.г. Денарий. Уникальная монета. 

 

Есть кресло «василевса-басилевса» у алана Ининфимея. 235 - 239 г.г. Двойной денарий. Редкий вариант - в поле отсутствует знак денария.

Это явно традиция отечественной геральдики. Но так как со времен усиления христианство властное кресло закрепилось за Христом, девой Марией и иными религиозными символами, изображать кого-либо иного на монетном троне стало как-то на Руси не принято.

В период княжения в Новгороде в 1226-1229 гг. Ярославом был издан некий документ особой важности, который был скреплен княжеской печатью (см. фото выше). Грамота сия по своей особой ценности хранилась в княжеском архиве на Новгородском Городище триста лет. Во время опричного похода Ивана Грозного архив разгромили опричники, пытаясь уничтожить все следы независимой новгородской истории. Документ выбросили в снег, где он благополучно истлел в веках. Печать же уцелела до наших времен и лежала там, где ее некогда бросила рука опричника. 

 

Мадонна на троне

 

Мадонна и иные религиозные символы занимают то властное место, какое занимали за тысячи лет до них самые ранние Богини плодородия. 

Разрешилась ли загадка пустого властного кресла новгородских гербов, окончательно сказать не решаюсь. Версий в науке всё равно будет оставаться хотя бы несколько. И учитывать реальным исследователям их придется все. 

Вместе с тем уже в последние десятилетия развития реальной науки невозможно игнорировать палеолитические истоки новгородской и любой иной символики. И все мы должны быть благодарны нашим далеким пращурам-землякам за эти очень важные мировоззренческие знаки.

Знаки, которые (например – вариации «креста») отчасти мы продолжаем использовать – к примеру, - в погребальных обрядах, известных на землях будущей России (Костенки под Воронежем, Сунгирь на окраине Владимира) со времен палеолита.

И отмечая условное 1150-летие Великого Новгорода, не стоит забывать многие ранние славные тысячелетия отечественной истории (все подробности в Интернете).

Пётр  Золин

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Комментарии модерируются администрацией!!!
 
Главная Общие материалы Cлавянство и мифология Новгородское властное кресло. Часть 2