Про соус, пролитый на скатерть, можно не сказать.
Сделать вид, что не заметил. А про дырку на брюках сзади надо сказать, если человек не видит и не знает.
Тихонько наедине сказать. Дырка никому не мешает. Это личное дело человека. Пусть сам разбирается! Зачем смущать и расстраивать, вмешиваться?
Но придется, если вы нормальный человек.
Это разные вещи, как писал Зощенко. Обстановка изменилась. И надо сказать, даже если на вас рассердятся. Люди иногда очень сердятся, когда им говорят такое. Неприятное.
Одна женщина подошла к коллеге, когда никого рядом не было. К женщине средних лет. Они не дружили близко, просто работали в одном кабинете вместе с другими тремя сотрудниками.
Подошла и тихо сказала: «Вы извините меня, но вы пьете. И скоро все это заметят. Некоторые уже заметили. И обсуждают. От вас пахнет утром. Вы хлебаете воду литрами. И лицо опухшее, это видно. Я не знаю, что у вас происходит в жизни. Может, могу помочь? Если не хотите рассказывать, вот контакт доктора. Знакомый у него проходил лечение!».
Сказала и замерла. Понимала, что будет реакция.
А коллега начала говорить, что это глупости и нахальство: вмешиваться в её жизни и придумывать всякое. Вам самой лечиться надо. Вы ненормальная! Отстаньте от меня!
А потом расплакалась и сказала, что муж ушел. И перенести такое совершенно невозможно. Каждый вечер она ищет утешения в напитках. Сидит одна на кухне, когда дети уснут. И утешается. И на время становится легче…
Женщины тихо разговаривали, одна утешала другую. По-настоящему утешала. Искренними словами и бумажкой с номером телефона врача.
Да, первая женщина могла бы не замечать соус, пролитый на скатерть. Но это был не соус. Человек погибал на глазах. Можно было не вмешиваться, обсуждать с другими происходящее, посмеиваться или осуждать… Но она сказала. Вмешалась в чужую жизнь. Вытерпела обидные обвинения и нападки. Но спасла человека. Успела спасти.
Эта опускавшаяся на глазах коллега пошла к врачу и справилась. А муж вернулся.
Так бывает: люди иногда ссорятся, расстаются, совершают ошибки.
Но могло быть и так: возвращаться было бы уже не к кому. Плохие мысли и напитки могут привести к самому печальному результату. И дети остались бы без матери. Или жили бы с зависимым человеком, потерявшим работу и человеческий облик…
Все наладилось. И забылось. И жизнь пошла своим чередом.
Иногда вмешиваться и говорить правду приходится. Это неприятно. Но приходится, если может спасти человека, уберечь его и других. «Увидеть ситуацию означает начать господствовать над ней, а обратить на неё пристальный взор - уже борьбу воли за бытие», - писал Ясперс.
Может и не помочь. Гарантий нет. Но пусть в жизни будет тот, кто скажет нам спасительную правду. Именно спасительную. С единственным умыслом: спасти. Удержать. Обратить внимание на опасность. Которая очевидна другим, но не заметна нам. Мы не видим или предпочитаем не видеть.
И скажет наедине. С уважением к нашему достоинству.
Это спасительные люди. Предостерегающие и защищающие. И нам следует поступать так же, думаю.
Хотя это трудно и неприятно…
Анна Кирьянова